Независимая Украина в 1997 году стала известна не только благодаря космическим полетам и футбольным победам. Она прославилась и кое-чем другим и это, к сожалению, оказалось глупой славой.
Нигилист
В марте-апреле в американском Конгрессе прошли слушания, посвященные коррупции в Украине. В это время было положено начало имиджу нашей страны, как крайне коррумпированного государства.
В этих условиях происходило развитие украинской энергетики. После отставки премьер-министра Павла Лазаренко, созданная им и Юлией Тимошенко корпорация Единых энергосистем Украины начала быстро распадаться под давлением власти. ЕЭСУ отлучили от поставок газа на промпредприятия Украины. Таким образом, корпорация теряла контроль над ними.
Перед Леонидом Кучмой стояли три варианта урегулирования вопроса собственности над энергетическими предприятиями. Первый — поступить как Лукашенко: сохранить госсобственность и построить госкапитализм. Второй – сделать как восточноевропейские страны: отдать страну на откуп транснациональному капиталу через приватизацию на открытых конкурсах за деньги. Третий — поступить как Ельцин в России: создать собственных олигархов.
Первый путь отпадал из-за разложения госаппарата, который был уже неспособен что-либо контролировать. Второй тоже был проблематичным: западные инвесторы очень подозрительно относились к вложениям в украинскую экономику. В условиях кризиса неплатежей и политической нестабильности единственный, у кого были деньги и желание покупать на открытых конкурсах украинские предприятия — это российский бизнес. Но отдавать контроль над командными высотами в экономике россиянам или западным партнерам Кучма не хотел.
Поэтому и выбрал третий путь, который и определил все дальнейшее развитие Украины: ведущие предприятия страны передавались под фактический (в том числе через схемы поставки газа и сырья, которые раньше использовала ЕЭСУ), а затем и юридический контроль украинским бизнес-группам. Появление крупного национального капитала стало базовой чертой, отличающей нас от стран Восточной Европы. На сегодняшний день это решение Кучмы остается одним из самых спорных. С одной стороны, мы избежали контроля над нашими энергоресурсами со стороны иностранных предпринимателей, с другой оказались под контролем отечественных олигархов, для которых собственные интересы обычно стояли выше национальных.
В 1997-1998 годах состоялся своеобразный политический отбор кандидатов на роль будущих флагманов крупного бизнеса. Главным условием была лояльность Кучме и готовность поддержать его на предстоящих президентских выборах. Именно в этот период начался подъем днепропетровской группы "Интерпайп" зятя Кучмы Виктора Пинчука, киевской группы Суркиса-Медведчука, харьковской группы "УкрСиббанка" Александра Ярославского и многих других.
Примечательные процессы происходили и в крупнейшем промышленном регионе страны – Донбассе. Здесь в 1997-1998 годах среди местного бизнеса выделились две влиятельные фигуры - президент ФК "Шахтер" Ринат Ахметов и совладелец "Индустриального союза Донбасса" Виталий Гайдук, которые начали выстраивать свою мощную региональную бизнес-группу. В то время они действовали в тандеме и пользовались поддержкой новоназначенного губернатора области Виктора Януковича.
Между тем, внимание украинцев от всех этих процессов отвлекло новое телевизионное зрелище. В сентябре в эфир канала "1 1" вышла программа "СВ-шоу" с Веркой Сердючкой, популярность которой набирала обороты. Смысл шоу был бесхитростный — разговор с приглашенной звездой в комнате, стилизованной под спальный вагон. ФОТО: YouTube
Разбавляли беседы Веркины шутки, часто направленные в адрес едва ли не самого забавного персонажа — молчаливой Гели (ее роль исполняла актриса Радмила Щеголева). Первым гостем "вагончика" был телеведущий Николай Вересень, а потом кто только не приходил: Людмила Гурченко, Спартак Мишулин, Михаил Пуговкин, Илья Резник, Кристина Орбакайте, Филипп Киркоров, Алла Пугачева и другие. Как видим из этого перечня, в 1997 году нам отчаянно навязывали звезд российской эстрады.
Особое внимание уделяли образу Сердючки — стилисты хотели сделать ее костюм более зрелищным, а Андрей Данилко не хотел отказываться от традиционной Веркиной серой юбки и простых колготок. Да и со звездными гостями подобное амплуа позволяло общаться со свойственной Верке непосредственностью — она могла спросить, например, балерину Анастасию Волочкову, выходила ли она по расчету, или на глазах у всех переодеть певицу Лолиту в домашний халат... Не обходилось и без конфузов - однажды прямо во время съемок у Сердючки порвались колготки и на всеобщий осмотр вылез детородный орган. Верка не растерялась и, посмотрев на дырку, гордо заявила: "Росту!".
Программа просуществовала до 2000 года, когда Сердючка начала много выступать с сольными концертами и для "СВ-шоу" не осталось места в плотном графике артистки (или артиста, кому как удобнее).
В марте в Украине появились в обращении металлические гривны, похожие на советский рубль. Позже появлялись еще "единички" – с портретом князя Владимира и посвященные 60-летию освобождения Украины от немецких захватчиков. ФОТО: Википедия
А также в 1997 году Украину посетил мир моды. 14 октября прошли первые украинские профессиональные показы – начались наши "Сезоны моды". В 2006 году они превратились в Ukrainian Fashion Week — главное фэшн-событие, проходящее дважды в год и собирающее около 50 дизайнеров.
1997 год был спорным. Усиление власти олигархов, договоренности по Черноморскому флоту, которые потом все равно были нарушены, большое влияние на нашу культуру русских певцов и артистов. Одновременно это был год побед на футбольном поле, отправка первого украинского космонавта на орбиту, договоренности с НАТО и совместные учения. Украина развивалась, народ и власть набиралась нового опыта на ниве создания государства. Впереди был 1998 год, а значит, новые свершения и вызовы.
Также вы можете узнать о дефолте и других особенностях экономического кризиса 1998 года.
Еще мы сообщали о первом космическом спутнике и футбольном скандале 1995 года.
Напомним также об активной международной политике 1998 года.
Топ новости