Как кризис влияет на государственный и частный секторы, от каких негативных черт лишилось корпоративное управление во время кризиса и что получили положительное? К чему сейчас нужно готовиться в корпоративном управлении на конец войны? Есть ли перспективы в инвестклимате? Мы можем рассчитывать на дополнительное питание?
на фото: Вікторія Штейнберг, Олена Нусінова
Об этом расскажет Елена Нусинова, Д.Э.Н. MBA, DBA, эксперт по корпоративному управлению.
Елена, что сегодня представляет собой корпоративное управление в Украине? Что изменилось за этот тяжелый год?
Елена: Меткий вопрос. Вернемся к определению, что такое корпоративное управление?
У нас существует очень много терминов, которые объяснены в интернете и профессиональных изданиях, я сформулирую так, как специалист, занимающийся этим довольно много времени. КУ – это поддержание крайне важных жизненных функций предприятия в частности, и экономики страны в целом.
Иными словами, корпоративное управление – это кровеносная система предприятия, объединяющая собственника с исполнительным и надзорным органами, в том числе со всем предприятием.
Эта кровеносная система, в случае с Украиной, испытала большой ток начиная с 24 февраля 2022г. и на некоторых этапах можно сказать, что она на миг остановилась. И тогда в начале кризиса казалось, что все разрушится. Но, украинская кухня корпоративного управления быстро пришла в себя и начала жить снова, и в некоторых сегментах образовалось улучшение и развитие.
Вообще-то, за корпоративным управлением так, как и за кровеносной системой, нужно вовремя заботиться, для того чтобы сосуды имели хорошую проходимость, без помех, а еще для того, чтобы любой процесс – может ли какое-нибудь ошибочное принятое решение – не привело. Не только к блокированию сосудов, но еще и к чему-то худшему, вообще-то к остановке предприятия. Так вот можно сказать за более чем год, мы выстроили собственную систему корпоративного управления – это и есть наша собственная кухня корпоративного управления в которой мы сейчас находимся.
Как кризис влияет на государственный и частный секторы?
Елена. Влияние было и оно огромно, как вы понимаете. Военный кризис определенно повлиял и на государственный сектор, да и на частный, конечно. Много разрушений, потеря бизнеса на оккупированной территории – все это отразилось на государственной экономике в целом.
Благодаря невероятным усилиям и государства и бизнеса, в частности, все пытались восстановить свои предприятия, довести их до прибыльности и вообще выжить в таких ужасных условиях. И еще мечтали где-то об инвестициях.
Вообще-то, кризис если мы отстранимся от войны – это не только угрозы, но и новые возможности. Поэтому действительно мы сейчас в состоянии глубокого кризиса, но, как ни странно для нас это новые возможности и они открываются, это завоевание новых рынков, реолокация, новые достижения, выход на прибыльность, все это мы имеем наши предприятия независимо от того государственные предприятия, или частные и эффективного корпоративного управления в этом бесспорно есть.
Какие пробелы образовались война и, как их опровергать сейчас?
Елена. Я не могу сказать, что это только пробелы. Я бы эту ситуацию назвала «на краю пропасти», но быстро восстановились, если говорить о корпоративном управлении и вообще-то об экономике Украины, то до этого есть довольно точный анекдот, о стране, которая находится достаточно длинный промежуток времени в войне.
В Израиле собрали всех церковнослужителей и объявили им, что через 30 суток будет всемирный потоп и предложили каждому сформировать свою цель на ближайшие 30 дней.
Католик, конечно, сказал, что нужно больше молиться, чтобы попасть в рай. Мусульманин сказал, что у него есть 30 суток для того, чтобы убрать неверных, а когда дали слово иудею, он встал и сказал: «Дорогие братья и сестры, у нас есть 30 суток, чтобы научиться жить под водой». Так вот все, что мы имеем сегодня в Украине, мы научились жить под водой и еще под водой выстраивать собственную систему корпоративного управления, все что мы видим это невероятно и пример на весь мир.
Какие негативные черты избавились от корпоративного управления во время кризиса и получившего положительное?
Елена. Это такой сложный вопрос. На самом деле многое потеряли, начиная с полного переосмысления системы корпоративного управления, с модели принятия решений, хотя оно довольно разное у всех компаний, в зависимости от целей и масштабов, методов управления, но я точно знаю, что мы избавились.
И самое главное, что больше нет процесса ради процесса. Есть очень гибкая система, действующая в эпоху неопределенности, которая позволяет принимать достаточно эффективные и рациональные решения.
Точно теперь нет права на погрешность, практически и очень удачно принимаются решения для того, чтобы предприятия выжили, для того, чтобы они могли функционировать. Можно сказать, что процесс принятия решения стал более регулируемым, а с другой стороны он стал более прозрачным – ясно понятно, кто за что отвечает, в какие сроки принимается решения, какие необходимы лимиты, если это финансовые решения с целью их выполнения. Мы долго шли к прозрачности в корпоративном управлении. И благодаря ситуации, в которой мы оказались, сейчас мы ее отчасти достигли. Можно подумать, что это парадокс, но это факт.
Мы выстроили свою уникальную модель корпоративного управления, успешно работающую в эпоху неопределенности.
К чему сейчас нужно готовиться в корпоративном управлении на конец войны? Есть ли перспективы в инвестклимате? Мы можем рассчитывать на дополнительное питание?
Елена. Об инвест климате мы говорим довольно давно, и действительно перспективы есть, мы осознаем что мы выстроили собственную кухню корпоративного управления, это корпоративное управление безусловно адаптивно к европейскому законодательству, мы сделали много шагов, но мы еще должны сделать:
Вообще-то можно сказать, как это ни странно смотрится, что корпоративное управление развивается.
Вообще-то есть такие законы, как мне кажется, считались «никогда непринятыми». Говорили все время, что они не актуальны. Но все пошло, как по маслу, начиная с законопроекта об акционерных обществах, о рынках капиталов, о корпоративном управлении для государственных предприятий о требованиях МВФ, законе о корпоративном управлении ТГП. Все это и есть положительные тенденции развития корпоративного управления и его значительного улучшения и тогда когда война закончится мы будем готовы для того чтобы инвестиции зашли в Украину и тот кто будет готов первый, кто задумается уже сегодня над качеством корпоративного управления будет какой-либо выгоду, у него будет первенство в корпоративном рынке.
Что представляет собой сегодня украинская кухня корпоративного управления?
Скажите пожалуйста тезисно.
Елена. Собственная кухня очень приближена к европейскому уровню, но со своими украинскими особенностями. Она не имеет права на ошибку. Наблюдательный совет или представители акционеров работают вместе квалифицированно с исполнительными органами, не вставляют палки в колеса, достигают своих результатов и работают как единый слаженный механизм. Верим в победу и готовимся к инвестициям.
Ранее, напомним, издание Postfactum рассказывало про дефолт и другие особенности экономического кризиса – чем запомнился 1998 год.
Также вы можете узнать, что во время войны кредитование бизнеса в Украине будет происходить по новым условиям.
Кроме того стало известно о том, что с 19 июля hromadske возглавила экс-руководитель УКФ Юлия Федив.
Топ новости