Международным уголовным судом (МУС) в Гааге было завершено анализ ситуации в Украине. Прокуроры и судьи трибунала вскоре начнут официальное расследование. В центре ее внимания - военные преступления и преступления против человечности в Крыму и Донбассе, пишет РБК.
Фото: РБК
Международный уголовный суд был создан в 2002 году как альтернатива специальным судам, которые Совет Безопасности ООН создавал несколько раз для борьбы с кровавыми и крупномасштабными военными преступлениями.
МУС формально не связан с Организацией Объединенных Наций и был создан различными странами, подписавшими Римский статут. Сейчас таких государств около 120, Украина к их числу не относится. Хотя наша страна подписала статут, она еще не ратифицировала его в парламенте.
Теперь прокуроры Гаагского трибунала вот-вот начнут этот процесс. Как только начнется расследование международных отношений, остановить его будет невозможно.
Долгожданные новости
Весной 2014 года Украина впервые в истории обратилась в Международный уголовный суд с просьбой о расследовании массовых преступлений, совершенных во время Революции достоинства.
Вторая жалоба была подана осенью 2015 года и касалась конфликта на Донбассе и захвата Крыма. Время от времени к этим обращениям добавлялось все больше и больше фактов о преступных действиях россиян и боевиков так называемой «ДНР / ЛНР».
Анализ этой информации за каждые шесть лет проводился прокурором МУС под руководством юриста из Гамбии Фату Бенсуда. В пятницу, 11 декабря, он объявил о завершении предварительного анализа ситуации в Украине. До истечения девятилетнего срока, который истекает в начале лета 2021 года, Бенсуда намерена передать все расследования, в том числе и украинское, новому руководителю прокуратуры.
Новый прокурор уже будет расследовать, вести судебное преследование и передавать дела в судебную палату Гаагского трибунала. Тем не менее, как сейчас, как в заявлении Бенсуда, так и в недавнем отчете прокуратуры МУС, мы видим руководящие принципы для будущих уголовных дел, касающихся событий в Украине.
В результате прокуратура до сих пор решила «заморозить» ситуацию на Майдане, не обнаружив никаких доказательств геноцида или других преступлений против человечности. В случае Крыма и Донбасса таких признаков было много.
Предварительное исследование позволило гаагским юристам раскрыть факты умышленного убийства, пыток, сексуального насилия, депортации, насильственной вербовки жителей в армию оккупированной страны и других преступлений, предусмотренных Римским статутом.
Медленные жернова
В то же время результатов расследования в Гааге в обозримом будущем ожидать не приходится. Никаких конкретных сроков для расследования и рассмотрения дела в МУС не установлено.
Маловероятно, что Гаага будет в первую очередь расследовать дело Украины. Прокуратура ICC должна сначала открыть представительство в Украине и отобрать сотрудников. Затем они соберут доказательства на месте и проведут допросы с потерпевшими и свидетелями преступлений.
Генеральная прокуратура Украины также не спешит со своими прогнозами на время расследования. Замглавы ведомства Гюндуз Мамедов указывает на непредвиденный фактор - пандемию коронавируса.
Мамедов также считает «критичным» окончательную ратификацию Римского статута в украинском парламенте. Он заверил, что это ускорит расследование, улучшит сотрудничество с МУС и предоставит украинским властям ряд дополнительных инструментов для воздействия на международную систему правосудия.
Украину не подозревают
Существовали опасения, что судебная власть Гааги обратится против украинских военных и добровольцев, что ранее упоминалось как одна из причин задержки Украины с ратификацией Римского статута.
Теперь украинские власти уверены, что прокуратура МУС обратит внимание не на украинцев, а на российских военных и сепаратистов. Например, Генеральная прокуратура отмечает, что преступные действия атакующей страны в Донбассе и Крыму носят масштабный и целенаправленный характер.
«Генеральная прокуратура МУС объективно расследовала ситуацию в Украине. Однако следует иметь в виду, что военные преступления и преступления против человечности, совершенные Российской Федерацией и контролируемыми ею незаконными вооруженными формированиями, носят систематический и крупномасштабный характер», - говорится в сообщении.
Президент Антон Кориневич отметил, что Украина независимо и эффективно расследовала преступления, совершенные ее солдатами во время конфликта на Донбассе. В качестве примера он приводит дело осужденных солдат специальной роты «Торнадо». Международный уголовный суд не может довести до Украины саботаж в этой категории дел.
Адвокат уверен, что Международный уголовный суд - самый эффективный механизм наказания виновных в конфликте в Крыму и на востоке Украины. В то же время его удивляют страхи, которые возникают в украинском обществе и политике.
«Перед нами интересная дилемма: либо мы боимся, что Гаага будет судить невиновных, что невозможно, либо мы скрываем преступников от международного суда. И даже не знаю, что хуже», - сказал Борис Бабин.
Ранее портал Post.factum сообщал, что вывоз украинского леса-кругляка в Европу: арбитраж рассудил спор Украины и ЕС.
Топ новости