Майор ВСУ Максим Галактионов (позывной "Грифон"), который в составе 79-й аэромобильной бригады защищал донецкий аэропорт в 2014 году, был одним из командующих "киборгами", поднимал сине-желтый флаг над аэропортом, сейчас находится в СИЗО. Он и еще трое военных подозреваются в причастности к смерти диверсанта.
Об этом он лично рассказал LB.ua.
Галактионов (командир 2-й сводной роты 2-го сводного батальона 28-й механизированной бригады) признался, что 22 апреля бойцы ТрО задержали диверсанта на трассе Одесса – Николаев.
Мужчина был в форме и ехал на велосипеде, к которому были прикручены удочки для рыбалки. Он вызвал подозрение у бойцов ТрО, поскольку на вопрос, куда едет, назвал советское название села, которое давно не используется. Под курткой у него были разгрузка, нож, газовый баллончик и набор для выживания, а также телефон без сим-карты, на котором была переписка с кураторами из России.
"Бойцы ТрО передали задержанного полиции. Полиция передала его нам после беседы полковника ВКР СБУ с начальником полиции Березанки. Диверсант сообщил, что ранее служил в России – в 33-м отряде спецназначения – и участвовал в штурме Грозного и Гудермеса. Был гражданином Украины, женат на гражданке России. После войны в Украине он контактировал с бывшими коллегами по службе. У него был куратор из Ростова и помогал наводить ракеты на Николаев", – рассказывает Галактионов.
Задержанный сообщил, что ехал в село Луговое Одесской области. Там на Пасху он должен был встретить четырех человек и вместе подготовить высадку десанта с моря. У него уже было подготовлено оружие. Также у диверсанта был при себе лист с номерами его друзей – российских военных.
По словам Галактионова, он получил приказ доставить задержанного на позиции в Коблево. При этом после того, как полиция передала диверсанта, военный обнаружил, что лист с телефонами исчез. Как позже выяснилось, он оказался у начальника полиции Березанки.
"Я вернулся, забрал лист, сделал копию и отправил полковнику ВКР. Потом мы доставили диверсанта на позиции. Когда мы поднимались на второй этаж, он начал биться о стены и кричать "Убейте меня, мне не простят" и "Спецназ России не сдается", а потом упал и покатился по ступенькам. Я не мог его удержать, у меня после ранения отсутствует палец, рука сшита из частей", – вспоминает военный.
Боец утверждает, что украинские военные успокоили диверсанта, принесли воды и еды. Затем Галактионов сообщил полковнику ВКР, что диверсант доставлен и чтобы они его забрали, так как его некому охранять. Однако полковник ответил, что сейчас праздники (Пасха) и забирать его некому.
По словам Галактионова, задержанный был в основном сам. На следующее утро, 24 апреля, приехал полковник ВКР, покормил диверсанта и пообщался с ним. Затем зашел к Галактионову и сообщил, что тот согласился на сотрудничество. После чего понес ему чай, а через пять минут вернулся и сказал, что диверсанту плохо.
Военный рассказывает, что побежал оказывать первую помощь задержанному, приказал вызвать "скорую". Врачи "скорой" констатировали смерть задержанного. После чего приехала полиция и начала проводить обыски, а также приказала команде Галактионова сдать оружие. Его самого и троих подчиненных задержали.
Их обвиняют в похищении и причинении тяжких телесных повреждений, ставших причиной смерти, совершенных группой лиц.
"Мы не знаем, почему похищение, потому что полиция сама отдала нам задержанного по согласованию с СБУ. Допрос его проводили не мы, а полковник ВКР", – говорит Галактионов.
С 24-го по 26 апреля военных держали в отделении полиции, где на подчиненных Галактионова, по его словам, оказывали психологическое давление. Затем их доставили в изолятор Николаева и вручили подозрение в совершении преступления.
Суд по избранию меры пресечения проходил онлайн, поскольку перед тем "скорая" доставила Галактионова в военный госпиталь. Военный рассказывает, что у него было два эпилептических приступа, поскольку у него три контузии и закрытая черепно-мозговая травма еще с 2014 года. Судья Светлана Скрипник назначала Галактионову и трем его подчиненным меру пресечения – два месяца под стражей.
"В этом деле все ведут себя очень странно: прокурор, судья, полиция. Вообще-то военным делом должны заниматься Госбюро расследований и военная прокуратура. Но почему-то полковник ВКР не оформил наш выезд официально – и поэтому наше дело рассматривают как гражданское”, – говорит Галактионов.
Против задержанного диверсанта должны были возбудить дело по ст. 111 Уголовного кодекса (государственная измена). Но поскольку он скончался, открыть дело не успели. Отметим, экспертиза показала, что 46-летний мужчина скончался от полученных телесных повреждений – множественных переломов ребер и тупой травмы грудной клетки.
Свою версию событий обнародовала также и полиция
Правоохранители утверждают, что военнослужащие схватили мужчину и увезли на автомобиле. Затем избили, а когда поняли, что тот умер, вынесли его тело на улицу (это зафиксировала камера видеонаблюдения) и позвонили врачам о якобы незнакомце, который лежит на дороге.
Пресс-служба полиции Николаевской области сообщает:
"О том, что 24 апреля на улице в зоне отдыха Коблево обнаружено тело мужчины с телесными повреждениями, в полицию сообщили врачи. Вывод судебно-медицинской экспертизы установил, что 46-летний житель Николаева скончался от полученных телесных повреждений – множественных переломов ребер и тупой травмы грудной клетки.
Проведя ряд следственно-оперативных мероприятий, полицейские установили, что к смерти мужчины причастны трое военнослужащих. 22 апреля, находясь на блокпосте на автодороге «Одесса – Мелитополь – Новоазовск», военные заподозрили ехавшего на велосипеде гражданина в диверсионной деятельности и вызвали полицейских.
Правоохранители проверили документы и личность жители Николаева. Потерпевший является гражданином Украины, долгое время проживал в Николаеве, а в призывном возрасте проходил военную службу в России. В последнее время работал в охранной фирме и в момент остановки на блокпосте имел при себе телефон и планшет. Ни мужчина, ни имеющееся у него имущество и личные вещи не вызывали подозрений у полицейских, поэтому после проверки правоохранители покинули блокпост.
Предварительно установлено, что после этого военнослужащие схватили мужчину и на автомобиле отвезли его к месту расположения, где продолжили удерживать и избивать. От травм потерпевший скончался. Тело впоследствии вынесли на улицу (это зафиксировала камера видеонаблюдения) и известили врачей якобы о незнакомце, который лежит на дороге.
Специализированная прокуратура в военной и оборонной сфере Южного региона определила подследственность следователей ГУНП в Николаевской области.
25 апреля правоохранители задержали троих фигурантов в порядке ст. 208 Уголовного процессуального кодекса Украины. На следующий день следователи объявили им о подозрении в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 121 (Умышленное тяжкое телесное повреждение, повлекшее смерть потерпевшего), ч. 3 ст. 146 (Незаконное лишение свободы или похищение человека, повлекшие тяжкие последствия) Уголовного кодекса Украины. За это предусмотрено наказание до 10 лет тюрьмы.
В настоящее время в уголовном производстве назначены и продолжаются судебные экспертизы, проводятся допросы свидетелей и очевидцев преступления, а также другие процессуальные действия для установления фактических обстоятельств совершенных уголовных правонарушений и роли каждого из подозреваемых.
В настоящее время фигуранты не сотрудничают со следствием и всячески уклоняются от предоставления правдивых показаний в указанном уголовном производстве.
В СМИ один из подозреваемых предоставляет информацию о том, что потерпевший был в разгрузке, имел нож, газовый баллончик, набор для выживания, телефон и лист с записями, однако при погибшем их не было. В настоящее время правоохранители устанавливают местонахождение указанных и других личных вещей потерпевшего.
28 апреля двоим подозреваемым суд избрал меру пресечения в виде содержания под стражей на 60 суток.
19 мая Апелляционный суд Николаевской области рассмотрел ходатайство защитника подозреваемых об изменении меры пресечения и оставил решение суда первой инстанции в силе. Досудебное расследование продолжается. Процессуальное управление осуществляет специализированная прокуратура в военной и оборонной сфере Южного региона".
Также мы писали о том, то пытки и казни: Human Rights Watch документирует преступления россиян в Украине.
Топ новости