Изменились ли требования к функциям Наблюдательных Советов во время войны? Какими они были до кризиса и какие они сейчас? Чем чревата некачественная работа Наблюдательного Совета? Какими должны быть члены Наблюдательного Совета? И о нестандартных решениях Наблюдательных Советов.
на фото: Елена Нусинова, Виктория Штейнберг
Об этом расскажет Елена Нусинова, Д.Э.Н. MBA, DBA, эксперт по корпоративному управлению.
Елена, в предыдущем интервью мы с Вами говорили об изменениях, которые произошли в корпоративном управлении за год. О том, что представляет сейчас «украинская кухня корпоративного управления», о положительных изменениях, которые произошли в государственном и собственном секторах, о полезных изменениях в законодательном секторе. А еще о том, как иногда самоотверженно работают все звенья корпоративного управления во время войны, чтобы удержать и даже больше — развить экономику государства.
- Изменились ли требования к функциям Наблюдательных Советов во время войны? Какими они были до кризиса и какие они сейчас?
– Посмотрим, где мы были и где мы оказались? Где все эти критерии, о которых мы громко говорили до 24 февраля 22 года? Я вам скажу, что мы жили в идеальном мире и формировали требования к идеальному Наблюдательному Совету. Но так получилось, что 24 февраля 2022 года наша жизнь изменилась.
Сейчас мы не измеряем эффективность Наблюдательных Советов тем, сколько заседаний они провели, сколько независимых членов и есть ли среди них иностранцы, а оцениваем их эффективность конкретной помощью предприятию, конкретными действиями — как помогли менеджменту в трудное время преодолеть обстоятельства, в которых оказались. Я думаю, что это новая украинская модель. То есть, понимаете, здесь сама собой произошла полная перестройка, так что то, что было актуально к началу 2022 года, пока не имеет значения, а кое-где бессмысленно.
Вообще логично говорить об эффективности Наблюдательных Советов, совета директоров, членов совещательных органов, принимая во внимание действие законодательства. Замечу, что, несмотря на войну, произошло улучшение законодательства по корпоративному управлению. Теперь у нас официально существует на законодательном уровне две системы корпоративного управления. Мы и не мечтали об этом до войны, но именно это сейчас и произошло. Жизнь диктует новые правила, выдвигает новые требования, поэтому в вопросе о функциях Наблюдательных Советов происходит, так сказать, перезагрузка.
- Елена, какие новые требования к функциям Наблюдательных Советов выдвигает настоящее?
Главными могу назвать быстроту, гибкость, эффективность. Как вы понимаете, говорить легко, а вот делать труднее. Конечно, не все так сразу у всех выходит. Процесс продолжается постепенно, но все же продолжается и, как ни странно, продвигается быстро. Ибо нужно выживать и применять новые методы управления в условиях кризиса. Примеров предприятий, кто, так сказать, хромает, достаточно много, но тыкать пальцем на эти предприятия я считаю неэтичным. Может, эти компании сейчас реорганизуются именно в это время? А может, к этим недостаткам нужно относиться по принципу тематического подхода? Ответ в каждом случае будет другим.
Есть очень много компаний, которые в период войны были переданы в государственную собственность. «Мотор Сич», например, там процесс перезагрузки продолжается. Предприятия «Укрнефть», «Нефтегаз» работают сейчас, как и все, в тяжелых условиях – там государство действует как акционер. Сейчас происходит стратегическая настройка работы Наблюдательных Советов с главной целью — принести прибыль государству. И поэтому, безусловно, Наблюдательные Советы должны стать качественными органами управления и внедрять свою стратегию. Сейчас нужно пережить момент перезагрузки. Посмотрим, как у них это будет получаться. Главное требование к Наблюдательным Советам сейчас — качественно делать свое дело, принося реальную помощь.
– Чем грозит некачественная работа Наблюдательного Совета?
Некачественная работа Наблюдательных Советов грозит рассинхронированию в целом. Хочу привести пример, когда эффективность Наблюдательного совета измерялась очень интересными показателями эффективности (КРИ): в государственном предприятии Наблюдательный совет считал количество яблок, съевших правление за год. Если это эффективный Наблюдательный Совет, то вообще можно промолчать.
Если мы будем считать яблоки и работать не синхронно, это может привести к общим потерям предприятия. Сразу скажу, что общие потери — это ничего страшного, если бы это не было военное время. А сейчас переформатировали Наблюдательный Совет, сделали другой, и вот так, шаг за шагом, идем дальше. Но если так будет продолжаться, это приведет к неэффективным решениям, к неверным шагам предприятия, да и вообще может привести к остановке предприятия. Поэтому следует понимать, что когда идет рассинхронизация предприятия — нет достижения целей. Наблюдательный Совет — это, в первую очередь, команда, и здесь главное, чтобы у этой команды было единое общее видение, а ее деятельность не выглядела как в известной басне за лебедем, раком и щукой.
- Какими должны быть члены Наблюдательного совета?
Вообще, это должна быть команда из специалистов с разной экспертизой, непосредственно нуждающаяся в конкретном предприятии. Как и предприятию, этой команде тоже нужно достигать SMART целей. Но к ним я бы еще добавила:
Крайне нужно постоянное усовершенствование, свежесть стратегий, а также следует принимать нестандартные решения.
– Какие вы имеете в виду нестандартные решения Наблюдательного Совета?
В первую очередь это многогранность: то есть, глядя на нестандартную ситуацию, нужно принимать взвешенные полезные для предприятия решения.
- Назовите три составляющих функционала Наблюдательных Советов сегодня?
Помогать менеджменту выжить, осуществляя контроль, а не закручивать гайки, как мы умеем – это первое и очень важное. Второе — создать и применить стратегию кибербезопасности для защиты информации: недаром же говорят, что кто владеет информацией, тот владеет миром. Ну, а третья составляющая – разработать краткосрочную и долгосрочную стратегии.
Топ новости