Последние два года Украина и США переживают определенную травму в отношениях, созданную в 2019 году давлением президента Дональда Трампа на Киев.
Фото: www.eurointegration.com.ua
Впервые Украина оказалась в самом центре американской внутренней политики, ею пытались цинично воспользоваться для политической выгоды определенного политика США.
В Киеве увидели, что украинские интересы могут и не стоять в центре внимания Вашингтона и даже могут использоваться как разменная монета.
Однако смена власти в Соединенных Штатах будет означать возвращение к привычному формату отношений, в том числе с Киевом.
США нужно быстро убедить мир (включая Украину) в том, что происходит возвращение к нормальности, взвешенности и предсказуемости.
В последние годы основным двигателем в продвижении помощи Украине был Конгресс. Это было особенно важно во времена Трампа, который не имел убеждений в необходимости поддержки нашей страны.
С определенной долей уверенности можно ожидать, что двухпартийная поддержка Украины в Конгрессе сохранится.
Изменения в позициях демократов, скорее всего, не произойдет, хотя фактор России и консолидации демократов на основе критики пророссийских импульсов Трампа немного отойдет теперь на второй план.
Замечания по активной поддержке Украины могут звучать лишь от самого левого фланга демократов. Но они отнюдь не определят политику в этой сфере.
Что касается республиканцев, то с уходом Трампа от власти можно ожидать, что большинство из них останутся, или вернутся, к более вменяемой и традиционной для них позиции в международных делах.
В частности, к более жесткой позиции в отношении России, отходя от Трамповских тезисов о том, что Россия не такая уж и плохая и Украина не так уж и важна. Необходимость акцентирования внимания на Украине в контексте внутренней политики, в частности по так называемому "вмешательству Киева" в дела США или "коррупционного влияния" Вашингтона на украинские дела, сейчас теряет актуальность.
Отдельной сферой, в которой США могут сейчас больше помочь Украине, является борьба с COVID-19.
Наша страна имеет заметные проблемы (собственно, как и многие другие страны, в том числе самые США). Но Штаты, в отличие от Украины, имеют финансовые ресурсы, которые могут нам пригодиться.
Кроме того, было бы замечательно, если бы в Вашингтоне продумали, реально как-то помочь нам в поступлении вакцин против коронавируса.
Новая администрация уверяет, что политика безопасности поддержки Украины будет продолжаться.
Можно прогнозировать, что в ближайшее время будет преодолено вето президента Трампа на только одобрен Закон об авторизации на оборону (National Defense Authorization Act). 28 декабря преодоления вето одобрила Палата представителей Конгресса, а на следующий день должен определиться и Сенат.
В этом военном бюджете на следующий год определена уже привычная сумма в $ 250 млн на военную поддержку Украины. Это только бюджет Пентагона. Как всегда, в эту сумму может быть добавлено через другие каналы поддержки.
Закон определяет, что часть из этих средств должна пойти на приобретение летальной оружия.
Еще во времена избирательной кампании Байден четко высказался о том, что его администрация будет предоставлять Украине такое оружие. Вспомнили, что сам Байден и его будущий госсекретарь Блинкен положительно относились к оказанию Киеву летального оружия, но тогда президент Обама решил иначе.
Сейчас у Байдена и его команды будет возможность реализовать это на практике.
Важно здесь то, чтобы стороны совместно формировали понимание о приоритетах по военной помощи.
Сам будущий президент хорошо знает это направление, поэтому можно ожидать, что окончательное слово в принципиальных вопросах будет за ним напрямую.
Но курировать Украиной будет не президент Байден лично. И ключевой вопрос - кто именно?
Будет ли это, по традиции, вице-президент Камала Харрис? Она, конечно, не имеет многолетнего опыта в этих вопросах, хотя очень активно занималась внешней политикой в годы пребывания в Сенате, поддержала все законы в поддержку Украины и наказание России за агрессию.
Госсекретарь Энтони Блинкен имеет опыт и вполне проукраинскую позицию, потому поддержку со стороны Госдепартамента можно считать гарантированной.
Новый руководитель Совета национальной безопасности Джейк Салливан также должна быть позитивной фигурой для Украины. Посмотрим, кто именно будет отвечать за Украину на уровне старшего директора СНБ.
Вполне возможно прогнозировать активизацию роли РНБ в процессе выработки внешней политики, в частности на украинском направлении.
Остается открытым вопрос, примет ли команда Байдена решение о новом назначении на эту должность. Однако если такое решение будет принято, оно станет полезным и для Украины, и для США.
Символизм имеет значение и в других сферах. В частности, давно ждем появления нового полномочного посла в Киеве.
Наконец, Джо Байден пригласить Владимира Зеленского в США с официальным визитом, тем самым окончательно подтвердив уровень отношений.
Конечно, состояние двусторонних отношений нельзя измерять только визитами, но они имеют значение, присылают важные сигналы.
Кроме того, давно пора американскому президенту посетить Киев.
25 декабря исполнилось 29 лет со дня признания Соединенными Штатами Америки независимости Украины.
Следующий год обещает быть особенным - Киев и Вашингтон начинают новый этап в двустороннем сотрудничестве.
Топ новости