Есть ли будущее у украинского кино?

Сергей Неретин - бывший первый заместитель председателя Госкино, блогер и журналист в интервью TrueUA рассказал о достижениях и проблемах украинской киноиндустрии, мировые тенденции отрасли, а также свое видение ее развития в ближайшем будущем.

Есть ли будущее у украинского кино?

- Сергей, несмотря на сложность ситуации с глобальной пандемией, сейчас происходит в мировой киноиндустрии и как эти процессы влияют на украинское кино?

- Сейчас проходит большая ломка не только в украинском кино, но и в мировой киноиндустрии. Но это связано не только с пандемией, которая, безусловно, внесла глобальные коррективы в общественную жизнь. Коронавирус даже ускорил все эти процессы.

Сейчас в мире очень быстро развиваются стриминг платформы, например, Netflix или Disney, на которых демонстрируется определенный кинопродукт. Как правило, они изготавливают высоко бюджетные сериалы вроде «карточного дома», которые приобретают большую популярность в мире. На этом зарабатывают астрономические суммы и эти платформы уже является достойным конкурентом классического Голливуда.

В то же время у нас сериалы основном ассоциируются с украинским или российским «телемыло» для домохозяек. Но, учитывая то, что США является законодателем мод, они демонстрируют нам какими, могут быть эти сериалы, на что нужно равняться.

И здесь мы подходим к украинскому рынку, который начал фактически развиваться после 2014 года. К этому это и не рынок был вообще были какие-то потуги.

- То есть будущее украинского кино есть?

- После Революции Достоинства государство поняла, что украинское кино должно быть и начала это направление активно финансировать. На мой взгляд, его расцвет пришелся на 2015-19 годы, а в 2020-м все начало понемногу сворачиваться.

Например, возьмем кинотеатры. Там украинском кино было трудно, ведь надо учитывать рынок сформировавшегося в кинотеатрах: комиксы фильмы, мультфильмы для семейного просмотра, иногда боевики, фэнтези и в принципе все, на этом перечень жанров исчерпывается. Это так называемый кино аттракционы, которые на самом деле собирает миллиарды долларов доходов.

Дело в том, что украинская киноиндустрия еще не созрела для изготовления серьезных анимационных фильмов, боевиков, фэнтези и тому подобное. Потому-то противопоставить такой мировой продукции украинском кино почти ничего.

И однако, за период 2015-2019 годов, в то благодаря тому, что российский кинематограф ушел с украинского рынка, мы вывели долю отечественного кино примерно на 8-10 процентов от общего проката. Например, в соседней Польше, Великобритании, Германии, Испании или Италии доля собственного кинопродукта достигает примерно 50 процентов. Однако у них это все выстраивалось десятилетиями, поэтому наш результат за такой небольшой промежуток времени можно считать успехом.

- Как Вы считаете, есть ли перспектива в продвижении отечественного кинопродукта на внешние рынки?

- Перспективы, конечно, есть. Вот, например, крупнейший в мире американский дистрибьютор Lionsgate купил права на украинский триллер "Let it Snow" (Пусть снежит). Премьера в США и еще нескольких странах состоялась, а в Украине его можно будет увидеть чуть позже. Также некоторые стриминг платформы купили украинские фильмы «Атлантида», «Красный», несколько документалок.

- Есть ли окупают себя украинские фильмы в прокате? И какая их доля в прокате сегодня?

- Давайте объясню это в цифрах. Для того чтобы окупить фильм с бюджетом в 10 млн гривен, нужно собрать в прокате не менее 30 млн. Речь идет только об окупаемости. Дело также и в том, что примерно 50% прибыли забирают кинотеатры. И такая практика во всем мире.

Едва ли не единственным украинским фильмом который окупился, стал «Бешеное свадьба». Поэтому сегодня украинской киноиндустрии почти невозможно выйти на такой уровень, как в Голливуде, который до 2020 года еженедельно выпускал в кинопрокат по 4-5 фильмов. Украина, чтобы взять такой темп надо как минимум 500 млн долларов ежегодно (в 2019 году на украинское кино, государством выделялось около 37 млн долларов, - авт.).

Однако в свое время мы пытались делать все возможное, ведь это очень важный маркер и окупаемость измеряется не только в финансовой плоскости. Вот, например возьмем фильм «Запрещенный» о Василия Стуса. Тема, которая в массовом кино вообще не поднималась. Собрание не были большими, но резонанса и хайп вокруг этого фильма было очень много. И невольно поэтому начали расти продажи фильма, книг, которые ассоциируются с Василием Стусом, начали появляться документальные фильмы о нем, вообще возрос интерес к этому поэту.

В свою очередь «Бешеное свадьба» и многие другие подобные фильмов рекламируют украинские традиции, украинских актеров, пропагандируют саму идею украинской комедии и тому подобное.

То есть, кино это такая большая реклама многих вещей для массовой аудитории, которое приносит огромную пользу обществу.

В то же время сегодня ситуация в киноиндустрии очень сложная. Кинофестивали мирового уровня не происходят, прокат в кинотеатрах полностью провален. При этом мы продолжаем нерационально вкладывать десятки миллионов гривен в кино, зритель просто не увидит. Нам необходимо быстро перестраиваться. Поэтому надо собирать представителей киноиндустрии, кинотеатров, телегравцив и производить какую-то определенную общую стратегию.

По моему мнению, из-за ситуации с коронавируса, оптимальным является сворачивание всего что нарабатывалось в течение пяти лет, и нужно начать финансировать телесериалы и телефильмы.

- Кстати, какая сейчас вообще ситуация с трансляцией отечественного кинопродукта на телевидении?

- Телевидение, как правило, не принимает эти фильмы. Телевидение уже много лет, к сожалению, и не только в Украине, движется на пути деградирование и обеспечения простых массовых вкусов. Новости посмотришь - тематика одна и та же «убил, зарезал, закопал». Или почему популярны сериалы типа «Слуга народа» и ему подобные. А потом их аудитория идет и бездумно, абсолютно бездумно, голосует за комика Зеленского на выборах. Вот и видим за последние полтора года, происходит некие «неистовый п ... ц».

- 2020 года, в контексте деятельности Госкино, известный своими скандалами. Для многих неожиданной стала победа в конкурсе на должность руководителя структуры Марины Кудерчук. Как вы оцениваете это назначение и те изменения, которые произошли после?

- Обидно что такое происходит. Потому что мы за 5 лет выстраивали абсолютно нормальную, прозрачную систему, где учитывалось мнение всей киноиндустрии, как бы это пафосно ни звучало. Хотя и у нас были скандалы, и критика была, но сейчас происходит тотальное пренебрежение всеми правилами.

Назначение Марины Кудерчук произошло в обход практически всех конкурсов. Там были более достойные кандидатуры, а победила никому не известная Марина Кудерчук. Этот человек когда-то возглавляла запорожский кинотеатр, а впоследствии работала налоговиком. То есть она не имеет никакого отношения к кино. Ну, это как минимум, вызывает удивление.

- Много вопросов у общественности возникло в хода и результатов 14-го конкурса Госкино. Зачем нужно было проводить конкурс, если победители избирались не по рейтингу предварительной оценки?

- По правилам, в конкурсе должен был быть учтен рейтинг и оценки экспертной комиссии. Этот рейтинг полностью проигнорировали, что и вызвало возмущение среди многих представителей киноиндустрии. Ситуация очень странная и не прозрачная.

- Ранее украинские актеры, режиссеры, продюсеры искали финансирование или совместные проекты преимущественно в РФ. По понятным причинам всем причастным к киноиндустрии сейчас приходится переформатироваться ...

Где начиная с конца 90-х годов в Украине начал оживляться кинорынок. Тогда, правда, рынка как такового еще не было. В 2000 годах мы стали, так сказать, сервисной страной, которая обслуживала кинорынок ряда стран, в основном русский.

При этом начали появляться киностудии, новая кинотехника, украинские актеры начали сниматься в российском кино. В Украине снималось много рекламы для мировых известных брендов типа «Coca-Cola». Чимало анимационных фильмов и мультфильмов была создана при участии украинских специалистов. Уверен, что их можно было бы привлечь и для изготовления собственного анимационного продукта, дело уже только в соответствующем финансировании их работы.

Поэтому вот такие сервисные услуги в Украине были и есть дешевле. Однако благодаря этому у нас была создана хорошая база. И когда после 2014 года встал вопрос о необходимости делать украинский кинопродукт, оказалось, что мы к этому вызову готовы.

Кстати, расскажу интересную историю. Как-то был с рабочей поездкой в Молдове. Нам пригласили, чтобы мы поделились нашим опытом. Я выслушал их ситуацию и был поражен - то, что у них было, мы пережили еще в конце 90-х годов. В них, как и у нас когда-то, тотально на телевидении и кинопространстве преобладал русский продукт.

- Год назад Вы начали свой проект «Признаки». Расскажите, пожалуйста, о чем он и планируете ли Вы в дальнейшем развивать YouTube-формат?

- YouTube - это тоже один из форматов стримингового сервиса. Мне такой формат очень интересен. В частности в YouTube я могу увидеть и послушать то, что никогда не покажут по телевидению. Считаю что за этим будущее.

Вот и мы с друзьями запустили проект на этом сервисе. Делаем ряд небольших документальных лент. Также еженедельно выпускаем некую сатирическую программу «Адские хроники», которая, в принципе, имеет успех у зрителей. Год неустанной работы и у нас сформировалась уже своя аудитория. И это без рекламы и накрутки.

Как ранее сообщало издание Post.factum, во всех кинотеатрах ОАЭ будут показывать фильм «Захар Беркут».

zoom-images